Array
(
    [base_url] => /media-texts-catalogue/
    [error_page] => 105
    [search_page] => 701
    [site_name] => Медиатека учебных текстов ИРЯиК
    [site_start] => 700
    [site_url] => https://www.catalogue.irlc.msu.ru/media-texts-catalogue/
    [color] => #754f50
)

Жизнь за окном

Новые слова:

клён

рябина

зарядка

подоконник

гербарий

клюв

лужа

заморозки

слякоть

узор

капель

шмель

кормушка

детвора – дети

пушистый

пёстрый

заваривать-заварить (чай)

отправляться-отправиться

запивать-запить

мяукать-промяукать – «мяу» - так «говорят» русские кошки

барабанить-побарабанить

переспрашивать-переспросить

таять-растаять

жужжать-зажужжать

 

Читайте:

     Давайте подумаем или вспомним, как часто вы смотрите в своё окно? Раз, два, а может быть, и вообще не смотрите! А что за окном может быть интересного - спросите вы! Все там одно и то же! Тот же старый клён, та же рябина у окна, дом напротив…
 А там идёт удивительная жизнь! Расскажу я вам одну историю…

 В одном пятиэтажном доме на первом этаже жил мальчик Петя.

 Проснулся он как всегда рано утром. Умылся, почистил зубы, и даже сделал зарядку, как велели родители. Перед уходом на работу, мама приготовила ему завтрак и оставила на столе. Она заварила ему чай с лимоном и сделала два бутерброда с маслом и сыром как он любил.
 После зарядки Петя отправился на кухню. Сел поудобнее и начал есть бутерброды запивая почти остывшем чаем.  Как обычно, на подоконнике рядом с ним сидел кот по имени Оскар – любимец всей семьи. Кот внимательно смотрел в окно своими большими рыжими глазами. На улице шел дождь, и Петя спросил своего пушистого друга:
-  Оскар, не надоело ли тебе каждый день сидеть на подоконнике и смотреть в окно? Ведь это такое скучное занятие!
Кот услышав такое, посмотрел на мальчика с удивлением и промяукал:
- Мрр, и ничего-то ты еще не понимаешь! Что значит, скучное занятие - глядеть в одно и то же окно! Каждый новый день за окном не может быть таким же, как вчера!
- Как это? – спросил Петя.
- Мрр, вот вчера было солнечное, безветренное, теплое утро. Последние листья падали с деревьев, и под старым клёном вокруг появился разноцветный ковёр. А в обед вышли дети и ходили по этому ковру: кто-то делал из них красивые, пёстрые букеты и дарил их своим мамам, кто-то собирал листья руками и подкидывал вверх, а они медленно падали и кружились. А кто-то выбирал из этого ковра листьев самые лучшие листочки и приносил их домой, чтобы сделать из них гербарий.

Ближе к вечеру солнце уже село и не грело совсем. Синичка даже, мрр…  постучалась к нам в окно, клювом по стеклу, как будто просила меня впустить ее погреться! А к ночи тучи закрыли небо, и стало ветрено…
- А сегодня,  мрр, – продолжал кот, -  дороги мокрые, листья уже грязные. Всё! Теперь не увидим мы больше «золотую осень» в этом году!
- Да, жалко – сказал Петя. - Ведь я так и не успел набрать разноцветных кленовых листьев.
      А Оскар все говорил:
- Мрр, слышишь, как барабанит по крыше дождь, и капли превращаются в серые лужи.  Ты знаешь, что послезавтра будут первые заморозки и выпадет первый снег! Интересно, каким он будет?
- Снег? – переспросил Петя. – Конечно же – белым! Каким же еще?
-Да, мрр, выпадает он белый, только сразу же смешается с уличной грязью и станет слякотью! А еще, снег может падать большими хлопьями! Ты только представь, наш вчерашний желто-красный ковер, испачканный сегодняшним дождем, послезавтра покроется белым пушистым покрывалом… Мрр, жаль, что это ненадолго, потому что первый снег быстро тает!

      Кругом будет тишина – ведь птицы уже улетели! Погода будет не весёлая, не для детских игр! Конечно, потом еще выпадет снег, и укроет все своей белизной всё. Мороз разукрасит окна разными узорами, и деревья будут все в инее. Всё будет белое-белое, кроме зеленых ёлок, разноцветных людей, машин и домов. И так до самой весны!

     Дети будут кататься на санках, коньках, играть в снежки, строить снеговиков и неприступные крепости. Все будет меняться: снег на дождь, солнце на тучи, тепло на холод, тишина на шум. Люди, машины, птицы, погода, звери – всё разное! И так будет всегда!

    Мрр, а потом, весной растает снег, зазвенят капели. Прилетят снова мрр…  птицы. Травка прорастёт сквозь мокрую землю, и солнце будет сиять все чаще и радостней - не то, что зимой! На улице станет шумно, людей больше! За окном все проснётся, оживёт!

      А летом и вовсе станет жарко, все подсохнет, все позеленеет, все в цветах да в бабочках будет. Клумбы расцветут, шмели зажужжат. Тогда шум речной воды и крики на пляже - не смолкнут до самой осени.

    А небо! А сколько звезд на небе можно увидеть ночью! Петя, погляди, в соседнем дворе, наконец-то построили детскую разноцветную площадку, теперь возле неё будет собираться детвора. А вчера сосед со второго этажа – дядя Толя, повесил кормушку на рябину, возле нашего окна, теперь мррр, мне и вовсе не будет скучно! Надеюсь, Петя, ты понял, что я смотрю каждый день в одно и то же окно и вижу и слышу всегда всё разное и новое! И запомни, что в нашей жизни не бывает ничего одинакового! Все разное!

 по Л.Ануфриевой

Вопросы:

  1. Где жил мальчик Петя?
  2. Чем Петя занимался по утрам?
  3. Кого называли любимцем в этой семье?
  4. С какими словами мальчика однажды не согласился кот Оскар?
  5. Что рассказал Оскар своему хозяину Пете: а) об осени; б) о наступлении зимы и зимних забавах;  в) о наступлении весны и лете
  6.  Как вы думаете, какой главный смысл рассказа Оскара, что он хотел объяснить мальчику?
  7.  Согласны ли вы, что это сказочная история? Объясните свой ответ. 

Упражнения:

1.    Выберите и вставьте в предложения глаголы в правильной форме.

1. Кот Оскар каждый день _______ (сидеть/посидеть) на подоконнике и _______(смотреть/посмотреть) в окно.

2. Однажды утром Петя, как обычно_______ (просыпаться/проснуться)_______(умываться/умыться) и _______(завтракать/позавтракать).

3. Вчера осенние листья весь день_______ (падать/упасть) с деревьев, и дети_______(собирать/собрать) их.

4. Первый снег всегда быстро_______(таять/растаять).

5. Поздней осенью кругом тишина, ведь птицы уже_______ (улетать/улететь).

6. Весной, когда_______(таять/растаять/ снег, _______(звенеть/зазвенеть) ручьи и _______ (петь/запеть) птицы.

7. В соседнем дворе_______ (строить/построить) новую детскую площадку.

 2. Допишите правильные падежные окончания.

1. Расскажу я вам одн….. истори….. .

2. В одн…. пятиэтажн…. дом… на перв…. этаж… жил мальчик Петя.

3. Мама заварила Пете чай с лимон…. и сделала два бутерброд…. с масл… и сыр….

4. Кот внимательно смотрел в окно своими больш…. рыж…. глаз….

5. Дети выбирали из лист…. самые лучшие листочки и приносил их домой.

6. Зимой всё будет белое-белое, кроме  зелен…. ёл…, разноцветн…. люд…, маш… и дом….

7. А вчера сосед со втор…. этаж…., повесил  кормушк…. на рябину, около наш… окн… .

Автор: Л. Ануфриева

Обработка текста: Белякова М.Н.

Задания: Белякова М.Н.

Изображение взято с сайта: https://zen.yandex.ru/media/1pets/kot-i-okno-nashelsia-vaska-sovershenno-sluchaino-5ce7abd5d2421400b4587024

Автор: Ануфриева Л.

Тэги: Текст

Поделиться в соцсетях